Самодельный блок жидкостного охлаждения шпинделя
Устройство и рекомендации по сборке

На предыдущую страницу На главную страницу

Ассинхронные трехфазные шпиндели китайского производства могут быть как воздушного, так и жидкостного охлаждения. При этом шпиндели жидкостного охлаждения отличаются более высокой надежностью, способностью работать при сравнительно высокой температуре окружающего воздуха и при этом сохранять стабильность положения фрезы независимо от времени работы. Все эти достоинства обеспечиваются отводом тепла из внутреннего объема шпинделя с помощью теплоносителя. На корпусе шпинделя для этого предусмотрены два штуцера.



Чтобы не приборетать дорогостоящий чиллер, можно собрать самостоятельно систему охлаждения шпинделя, поместив ее в отдельный блок. При этом вполне реально получить качественное и надежное устройство.

Чтобы прокачивать и охлаждать теплоноситель необходимы насос, радиатор и вентилятор. Все это удобно собрать в металлическом корпусе для электрических счетчиков.



Насос подойдет от любой современной стиральной машины-автомата (насос для слива воды). Как показывает реальный опыт, такой насос способен работать в системе охлаждения изо дня в день многие годы. Это может показаться странным, т.к. в стиральных машинках насосы слива работают кратковременно и поэтому не должны быть рассчитаны на длительную работу. Тем не менее, реальный насос, купленный новым в сборе с патрубками, работает уже четыре года на одном из станков.

В качестве емкости для теплоносителя хорошо подходит муфта из набора для пластиковой канализации диаметром 100мм. Также понадобятся два перехода с диаметра 100мм на диаметр 50мм, уголок 90° 50мм, кусок трубы 50мм и пробка 50мм в качестве крышки отверстия для заливки теплоносителя. Для крепления бачка внутри корпуса используются два хомута 100мм и один хомут 50мм (см. фото).
Чтобы подключить насос к получившемуся бачку понадобится резиновая пробка с отверстием (также из сантехнического магазина).

Для подбора радиатора можно обратится к автомобильной теме. Если шпиндель небольшой (до 2кВт), то можно использовать радиатор печки от классических Жигулей. Радиатор от ВАЗ-2108 немного больше и подойдет для более крупного шпинделя. Также для мощного шпинделя можно применить радиатор системы охлаждения легкового двигателя (например от автомобиля Ока).

В качестве теплоносителя логичнее всего использовать антифриз. Достоинств у антифриза немало:
- Антифриз не портится.
- В антифризе не развиваются бактерии и микроорганизмы (в отличие от воды).
- Антифриз не дает осадка и отложений (в отличие от жесткой воды и Тосола).
- Антифриз не дает ржавчины (опять же, в отличие от воды и это важно, если корпус шпинделя изготовлен из обычной углеродистой стали, способной ржаветь в присутствии воды).
- Антифриз не замерзает при достаточно низких температурах (до -40°С) и это важно в неотапливаемых цехах).
- Антифриз не закипает при достаточно высоких температурах (до +110°С) и это важно в аварийных ситуациях, когда по причине неисправности шпиндель все-таки перегрелся.
Однако, несмотря на очень привлекательные достоинства, антифриз очень вреден, т.к. произведен на основе этиленгликоля. Поэтому необходимо содержать его в герметичном сосуде.
И врядли стоит говорить о том, что антифриз дороже Тосола и тем более воды. Разница в стоимости невелика, а приобретается теплоноситель один раз на много лет. Поэтому не имеет смысла эконосить на теплоносителе.

Приобретая вентилятор для обдува радиатора, следует обратить внимание на подшипники вентилятора. Желательно, чтобы они были шариковыми. Шариковые подшипники шумнее в работе, но они долговечнее и надежнее. А система охлаждения шпинделя должна быть высоконадежной, т.к. от нее зависит состояние такого дорогого элемента оборудования, как шпиндель. Поэтому тут тоже не следует экономить и приобрести качественный вентилятор.

Сборка системы охлаждения выполняется простыми слесарными операциями и доступна даже домашнему мастеру с обычным набором инструмента.

Как становится понятно, совсем нетрудно собрать из перечисленных компонентов достаточно надежную систему охлаждения шпинделя. При аккуратном исполнении и удачном оформлении можно получить вполне приличный результат при минимальных вложениях...



главная

в начало

предыдущая

контакты